
Трудности в реализации жилой недвижимости на рынке загородного жилья толкают девелоперов к поиску новых ходов и маркетинговых идей, которые смогут вызвать интерес к проектам и привлечь новых покупателей.
Одним из подобных маркетинговых ходов можно считать присвоение поселку статуса клубного. Это является одним из свидетельств принадлежности представленной в комплексе недвижимости к верхнему ценовому диапазону. Так считает большинство покупателей. На самом деле к категории «клубных» можно отнести далеко не каждый поселок, декларируемый таковым некоторыми девелоперами. В настоящее время в Ленинградской области насчитывается порядка двадцати пяти жилых комплексов, представленных в этой категории. При этом далеко не каждый из них действительно соответствуют западному понятию «клубности». В столице же этот формат на сегодняшний день развит сильнее.
Принадлежность конкретного поселка к описываемой категории подразумевает схожесть интересов, образа и стиля жизни, либо увлечений его обитателей. Клубным характером также отличается большинство корпоративных объединений, созданных для сотрудников крупных организаций. Жилые комплексы этой категории являются закрытыми для посторонних. Одним из примеров подобных территорий, куда допускаются люди, принадлежащие к определенному кругу, являются яхт-клубы. Такая специфика подобных комплексов объясняет отсутствие их в широкой продаже и отказ от агрессивной рекламы в ходе продаж. Некоторые черты таких поселков, использованные при создании оснащенных дополнительными объектами внутренней инфраструктуры (бассейнами, игровыми площадками) стандартных проектов и рассчитанных на небольшое количество жителей, служат основанием для причисления их к категории «клубных». Однако это является лишь рекламным ходом для ускорения продаж и возможности завысить расценки на предлагаемую недвижимость. Понятие клубности в таких проектах ограничено комфортной загородной жизнью в окружении красивой природы и людей равного статуса. Однако главное, чего недостает этим поселкам – наличие общих для потенциальных покупателей спортивных, культурных и прочих идей.
Решение о реализации полностью отвечающих понятию «клубности» проектов должно быть принято после тщательного исследования спроса, поскольку в ближайшее время, согласно прогнозам, динамика на рынке принадлежащей к этой категории недвижимости будет достаточно вялой.
По словам девелоперов, в настоящее время предложение клубных комплексов носит единичный характер. Цены представленного в таких проектах жилья колеблются в пределах ста шестидесяти – двухсот тысяч рублей за квадратный метр, а суммарная стоимость объекта может достигать ста миллионов рублей. В среднем, стоимость домовладений в клубных проектах примерно на тридцать процентов превышает стоимость жилья в стандартных коттеджных поселках. Как правило, цены на такую недвижимость предпочитают не снижать, дожидаясь своих клиентов и не рискуя продешевить и привлечь покупателей не того круга. В результате темп продаж домов этой категории очень низок. В сегменте клубного загородного жилья работает достаточно мало девелоперов, сумевших доказать успешными результатами своей работы собственную компетентность.
Особая примета клубного комплекса — идея проекта
По словам специалистов, клубный характер жилого комплекса в западном понимании подразумевает отсутствие возможности у покупателя приобрести жилье без согласия живущих в поселке владельцев других особняков. Таким способом поддерживается однородность социальной среды и это служит еще одной причиной отсутствия широкой рекламы. Продвижение таких объектов осуществляется иными маркетинговыми способами, которые рассчитаны непосредственно на потенциального покупателя, принадлежащего к определенному социальному кругу.
В открытых базах значительная часть подобных предложений попросту отсутствует. Реализация осуществляется через знакомства и брокерами, которые предлагают объект по внутренним каналам и межагентским связям. В открытом доступе отсутствуют также и сведения, касающиеся уже заключенных сделок.
Клубные поселки воплощают объединение жителей вокруг определенной общей идеи, ограниченность доступа, социальную однородность, престиж и элитарность. Проживание в подобных комплексах на жителей налагает определенные обязанности: соседи должны относиться с уважением друг к другу, соблюдать определенные нормы и правила. Разработанный застройщиком регламент должен полностью поддерживаться покупателем, который в противном случае может продолжить поиски подходящего для него проекта.
Поселки клубного типа занимают не слишком большую по площади территорию, обладают собственной внутренней инфраструктурой и четкой концепцией. Задачей основной идеи таких комплексов является объединение единомышленников, ведущих схожий образ жизни и придерживающихся подобных взглядов на жизнь.
Отличием отечественных поселков от западных проектов является отсутствие жесткого ценза в продаже недвижимости. В связи с этим одна лишь заявленная концепция может служить гарантом того, что домовладения приобретут разделяющие основную идею покупатели.
Ценовая категория — еще один из признаков клубных проектов
Как упоминалось выше, одним из фильтров, служащих гарантом однородности социального статуса жителей, является цена домовладений. Для клубных проектов стоимость представленных к продаже объектов начинается от сорока миллионов рублей.
Отличие цен на жилье в клубных комплексах от жилья в обычных коттеджных поселках вызвано большими финансовыми нагрузками, связанными с необходимостью обслуживания закрытой внутренней инфраструктуры. Для снижения такой нагрузки застройщики наряду с собственной сетью инфраструктурных объектов создают единую для жителей соседних близлежащих комплексов социальную инфраструктуру. При масштабной коттеджной застройке такой подход экономически целесообразен.
По мнению девелоперов, наличие рядом с поселками предназначенных для общего пользования территорий (зон для отдыха, спортзалов и спортивных площадок) подчеркивает клубный статус такого комплекса. Дополнительная оплата, которую налагают на живущих в поселках людей, ограничивает круг покупателей, отсекая представителей несоответствующего социального круга.
Характерными особенностями клубных поселков, выделяющих их среди прочих, является оригинальность идеи, единство архитектурного стиля, небольшое количество домовладений, престижность и экологическая привлекательность местности, выбранной для строительства. По данным руководителя одной из девелоперских компаний «ПетроСтиль», Михаила Фуксмана, в пригородах Санкт-Петербурга имеется более полутора десятка поселков, относящихся к классу de luxe и позиционируемых, как клубные проекты. Однако не все они отвечают требованиям, предъявляемым к недвижимости этой категории. По мнению М. Фуксмана, к действительно соответствующим классу «де люкс» комплексам можно отнести четыре лучших проекта – «Горки СПб», «Медовое», «Honka Family Club» и «Pattrikki Club».
К этому перечню эксперты также добавляют «Корабельные сосны», «Лукоморье», «Балаково», «Марьины дачи» и «Консульскую деревню», которые с точки зрения стандартов западных стран также соответствуют характерным для клубных поселков критериям. Как поселок клубного типа позиционируется и новый коттеджный поселок «Ламбери», отличительной чертой которого являются коттеджи в классическом британском стиле.
В последнее время многие проекты клубного характера формируются на базе уже действующих клубов, объединяющих людей по определенным интересам – вблизи гольф-полей, яхт-клубов и престижных горнолыжных курортов. Для Ленинградской области идеальным клубным поселком, по мнению экспертов, является расположенный на берегу залива комплекс.
Смотрите перечень клубных поселков на нашем сайте.